Как выбрать ретрит випассаны?

Почему люди ездят на ретриты випассаны? Ведь вроде бы, можно провести время гораздо более приятно и интересно, чем часами сидя с закрытыми глазами, да ещё за приличные деньги…

Но тем не менее такой способ провести выходные или даже часть отпуска приобретает всё большую популярность. Жизнь стала такой напряжённой, что полностью переключиться, расслабиться и полноценно восстановиться при обычным формате отдыха уже не получается. Обычные развлечения уже не помогают. И даже не потому, что наша жизнь стала как-то особенно тяжела, нет, просто мы сами сделали её таковой до предела насытив информацией (часто не нужной). Мозг занят не только обязательной работой, но и телевизором, интернетом, музыкой, социальными сетями, самообразованием и т.д. и т.п. У него просто нет ни минуты отдыха. И это входит в привычку. Мы уже не можем просто погулять в тишине по парку пребывая в моменте здесь и сейчас, мысли всё время уносятся, да и гаджеты не дают о себе забыть.

Приходится искать решения более радикальные. Уехать, оторваться от привычной обстановки, круга общения, мобильника, туда, где просто не будет альтернативы тишине и самопогружению.

Всё чаще выходят на первый план такие мотивы как: хроническая усталость, изматывающая гонка, нарастающая апатия, страхи и тревожность за будущее. Хочется всё бросить, побыть в тишине, помолчать. Говорят, помогает медитация, но дома времени на неё нет, да и не очень понятно, что это такое… Но где-то же ей учат…

И ретрит действительно становится эффективным средством для решения многих жизненных ситуаций.

Но здесь встаёт вопрос, куда именно поехать, ведь предложений в Сети много? Что именно подойдёт мне? Как выбрать учителя и ретрит випассаны?

На что в первую очередь важно обращать внимание.

  1. Как выбрать преподавателя медитации?

От преподавателя зависит очень много. Если не подойти к этому вопросу внимательно, можно впустую провести время или нарваться на ненужные приключения, или даже хуже. Встречаются исключительно эксцентричные личности. Поэтому начните с того, чтобы погуглить это имя – не тянется ли за ним скандальный след. Если упоминаний в Сети немного, это не так страшно, далеко не все действительно большие преподаватели проводящие ретриты в наше время хотят “светиться”.

Но обязательно обратите внимание, что именно этот специалист преподаёт и преподавал. Очень часто медитацию преподают преподаватели из йоги или цигуна. В методиках таких преподавателей медитация играет роль скорее вспомогательную. Важно чтобы акцент делался конкретно на медитацию, хотя дополнять её могут на ретрите и другие техники.

Обратите внимание на образование специалиста. Очень желательно чтобы он был достаточно сведущ не только в одной узкой области, где прошёл какие-то курсы, а мог ясно и подробно отвечать на широкий круг вопросов в том числе по темам религии, философии, психологии и нейрофизиологии.

Часто повышенное внимание уделяется «регалиям», дипломам, обучению у знаменитых учителей, прямой «линии передачи» от просветлённых наставников. Если вы стремитесь к просветлению как главной цели, это может быть важно. Но если ваши задачи более мирские, важнее будет посмотреть отзывы, о том насколько преподаватель современен и профессионален. Чем больше отзывов о нём есть, особенно в формате видео, тем лучше.

Какой у него опыт преподавания и опыт проведения ретритов. Проводил ли он длительные ретриты випассаны на 10 дней и сколько.

Является мероприятие чисто бизнес-проектом или для преподавателя важно именно духовное продвижение в практике? Об этом можно догадаться, например, по тому есть ли у него бесплатные программы. На что им самим делается акцент: на развитии супер-навыков и возможности заработать много денег или на решении внутренних проблем и развитии доброты и сострадания? В первом случае это не медитация, это очередной тренинг быть «выше» «сильнее» «быстрее».

Следующий вопрос: с какой школой он связан? Или он сам по себе?

  1. Как выбрать школу медитации?

Школа – это методология ретрита и системность подхода. Поэтому если при выборе ретрита випассаны вы найдете упоминания о школе не поленитесь про неё почитать.

Это могут быть:

  • школы, связанные с определённой конфессией. Преподаватели школ обычно квалифицированы, но требуют обращения в «свою» веру 😊
  • современные эклектические школы нью эйджа. Они обучают осознанности, чистят чакры и настраивают на победы, но медитация для них просто мода.
  • школа связанные с определённым научным или околонаучным направлением. Проверьте академическую ортодоксальность, среди околонаучных есть откровенно сектантские организации.
  • школы интегральной направленности. Сочетают научные и традиционные методы, здесь разобраться будет не так просто.

Посмотрите, чтобы данное направление не вступало в резкое противоречие с вашими убеждениями. И конечно не закрепилась ли за ним стойкая репутация тоталитарной секты (к православным «экспертам» по этому вопросу лучше не обращаться).

У школы скорее всего есть свой сайт. Почитайте его. Там должны быть оригинальные тексты экспертного уровня в большом количестве и лонгриды, иначе это какая-то “однодневка”. Опять же посмотрите на что сделаны акценты – на успех любой ценой и модные тренды или действительно на решение внутренних проблем, самопознание и саморазвитие. Посмотрите видео и почитайте отзывы.

Если вас интересует именно ретриты випассаны, то высока вероятность, что преподаватели без школы (таинственные незнакомцы: психологи и йога-тичеры) окажутся здесь не особенно компетентны. Курсы, предлагаемые йога-центрами – опять же совсем другой формат и с, собственно, с випассаной связанны мало.

Успешно преподавать випассану может только учитель хорошо знакомый с буддизмом. Он должен на своём опыте достичь высоких медитативных состояний (самадхи, джхан, ниродхи…) и уметь подводить к ним учеников. Даже если он прошёл несколько ретритов випассаны 10 дней по Гоенке и других школ, это отнюдь не гарантирует наличие у него такого опыта. Меж тем согласно буддийской традиции самадхи (джханы) это необходимая база для практики випассаны. 

Вы можете встретить буддийских учителей, которые обучают канонической версии техники (это будет действительно випассана, но рассчитанная на людей с неограниченным количеством времени, а лучше всего монахов 🙂 и школы буддийские по происхождению, но практикующие в светском формате. Здесь стоит обратить внимание уже на особенности самого ретрита.

  1. Методика и формат ретрита

Для комплексного подхода в обучении медитации на ретритах важна параллельная работа с умом, телом, эмоциональной сферой, бессознательным-психикой и «энергетикой». Если хотя бы одна сторона «провисает» резко тормозят и все остальные. Принцип всесторонней работы при современном подходе чрезвычайно важен, и крайне редко учитывается традиционными буддийскими школами.

  • Сколько общего времени выделено для медитации в день? Если менее 8 часов, то это маркер возможной поверхностности ретрита.
  • Какой продолжительности выделенные окна для медитации и есть ли окна по 3 и более часа?
  • Практикуются ли на ретрите длительные медитации 2 и более часа?

Имеет значение и глубина медитативного погружения, от этого зависит результативность метода. Действительно значимым результатом медитации является достижение состояния самадхи (в буддизме – джхан (дхъян) и опыта ниродхи (прекращения). Основной путь к ним – длительные, многочасовые медитативные сессии. В новейших школах этот момент часто игнорируется, а длительность сессий не превышает “удобные” 30-60 минут. Поэтому важно чтобы методика содержала технологии обучения длительным медитациям.  

Обратите внимание на расписание ретрита:

  • Сколько общего времени выделено для медитации в день? Если менее 8 часов, то это маркер возможной поверхностности ретрита.
  • Какой продолжительности выделенные окна для медитации и есть ли окна по 3 и более часа?
  • Практикуются ли на ретрите длительные медитации 2 и более часа?

  1. Ретрит випассаны 10 дней или випассана 3 дня?

Что касается продолжительности самого ретрита, то наиболее эффективны длительные, 10-дневные, но и ретриты на выходных (3 дня) могут быть очень продуктивны. Главное, чтобы интенсивность занятий была достаточна велика.

  • Ретриты випассаны 3 дня – это возможность замедлиться и несколько дней пробыть в мире и тишине, вне страхов и тревожности. Это возможность успокоить войну внутри и услышать себя и свои сокровенные желания.
  • Ретриты випассаны 10 дней – наиболее эффективное средство для внутренней трансформации. Это возможность прийти к пробуждению сознания и вернуться с ретрита уже немного другими.

  1. Условия на ретрите для практики.

Если вы готовы инвестировать свои деньги в ретрит, то и условия для практики должны быть оптимальны. На что стоит обратить внимание в первую очередь:

  • Величина группы. Если обучающихся в группе больше 25 человек, эффективность падает, поскольку прямой контакт с преподавателем будет затруднён.  
  • Для длительных ретритов 10 и более дней – уточните, предполагаются ли ежедневные интервью с учителями. Все мы разные, с уникальным опытом, жизненной ситуацией и психотипом и универсальных решений нет. Если на ретрите нет ежедневного контакта с преподавателем результативность ретрита может сократиться на порядок. 
  • Ваша группа в ретритном центре должна быть единственной. Параллельные группы друг другу мешают и будет крайне сложно погрузится в глубокие медитативные состояния.
  • Зал для медитации должен быть светлым, просторным и хорошо проветриваться. Ни в коем случае не подвал или зал в центре здания без окон.
  • Медитация может практиковаться в разных позах. Считается, что канонический восточный вариант – сидя полу, скрестив ноги. Но на самом деле, он далеко не единственный. В буддизме “официальными” считаются 4 позы. Более того, непривычному европейцу в позах со скрещенными ногами долго не усидеть, а длительные, наиболее эффективные медитации возможны только сидя на стульях и лёжа на спине (в шавасане). Главное соблюдать 3 правила:
    • прямой позвоночный столб (это связанно с сонливостью)
    • неподвижность
    • наличие источника света (это связанно с сонливостью)


Поэтому возможность на ретрите випассаны медитировать в разных позах, наличие стульев и лежаков в зале для медитации крайне важно.

  • Ну и наконец проживание и питание. Часто считается, что условия проживания должны быть трудными, даже аскетичными, чтобы ничто не отвлекало. Но вообще-то голод и бытовые проблемы отвлекают от практики очень сильно, и если вы не монах и не подвижник, и не проводите жизнь в хостелах и общагах, то всё же стоит выбрать ретрит центр с комфортными условиями и возможностью индивидуального размещения. Очень желательно чтобы ретритный центр находился в тихом уединённом месте с хорошей экологией и удобным подъездом и обязательно имел свою большую зелёную территорию для прогулок и отдыха.

И конечно отзывы, отзывы и ещё раз отзывы о прошедших ретритах, особенно в видео формате.

Даже небольшой, но вдумчивый анализ ретрита випассаны, школы, преподавателя, расписания, места проведения и отзывов намного повысят вероятность того, что это именно «ваш» ретрит, тот который станет заметной вехой в вашей жизни.

Авторы: Максим Сати, Максим Александров

Будем рады ответить на ваши вопросы, напишите или позвоните нам:

© Copyright 2022