В ЧЁМ СУТЬ ИНТЕГРАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ВИПАССАНЫ?

Интегральная методика Метта Випассана сочетает традиционную буддийскую медитацию с новыми и актуальными подходами. Их задача: максимально облегчить путь и увеличить эффективность практики для современного человека, для которого реальные изменения к лучшему в обычной жизни, в текущем психическом состоянии, приоритетней, чем высшие религиозные цели традиционных систем.
При этом высокие достижения традиционных “духовных” методик медитации – такие как успокоение ума, остановка внутреннего диалога, состояние присутствия в здесь и сейчас, глубокие медитативные состояния – джханы (дхьяны), ниродха и сатори, оказываются достижимы даже в рамках одного ретрита випассаны, благодаря использованию целостного подхода – параллельной работы с телом, энергетикой, эмоциями, умом и бессознательным.

В процессе практики, каждый участник ретрита проходит последовательно несколько стадий:

  1. Фундамент практики: снятие энергетических, эмоциональных, бессознательных блоков и зажимов, препятствующих длительной медитации. Для этого используются: йога, даосские практики работы с энергетикой, медитация любящей доброты, образная медитация архетипов, дыхательные и некоторые другие практики.
  2. Основа интегральной методики: длительные медитации, вход в медитативные джханы.
  3. Вершина практики: Саматха и Випассана, медитация анапанасати, управление вниманием и психическими процессами.
  4. Цель – переживание опыта ниродхи (приостановки и пересборки сознания) и пробуждение.

 

Методика Метта Випассана имеет ряд важных отличий как от классических буддийских ретритов, так и от широко известных ретритов Випассаны Гоенки* (У Ба Кхина) и других популярных курсов випассаны:

  1. В отличие от буддийских ретритов, здесь не принимается прибежище, не поются мантры и не совершаются никакие ритуальные действия. формат ретрита подчёркнуто светский.
  2. В отличие от йога-ретритов и других более «попсовых» форм випассаны это именно ретрит медитации, отвлечения от собственно методики медитации минимальны. Здесь действуют строгие правила, соблюдается абсолютное безмолвие, а средства связи сдаются организаторам при заезде.
  3. Основные отличия от випассан Гоенки*:
    • Упор на медитацию метта с самого начала практики. На випассане по Гоенке медитации метта уделяется совсем немного времени в последние дни ретрита.
    • Использование вспомогательных техник в рамках интегрального подхода (работа с телом, энергетикой, психикой, эмоциями и бессознательным в целом)
    • Небольшие группы 25-30 участников, комфортные условия проживания, возможность индивидуального ведения, отсутствие половой сегрегации.
    • Акцент на длительные и сверхдлительные медитации. Благодаря этому, даже в рамках 2-3 дневных ретритов становятся достижимы глубокие медитативные состояния – джханы, а в рамках десятидневного – классическая буддийская випассана: постижение в прямом опыте причин страдания, пустотной природы ума и иллюзорности «я».

 

Интегральная методика Метта Випассана – один из самых эффективных из существующих методов, сочетающий традицию с современными научными походами в области психологии и нейрофизиологии.

*подробнее об отличиях от випассаны Гоенки и других ретритов смотрите здесь.

ИНТЕГРАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ВИПАССАНЫ – СТРУКТУРА

Главная задача интегральной методики випассаны* – создание оптимальных условий для практики джхан и перехода к практике випассаны (видения как есть) и саматхи (собранности ума). Интегральная методика медитации открывает и для новичков, и для опытных практиков путь к длительным, многочасовым сессиям медитации – к выходу за пределы концептуального мышления и постижению опыта не-я. 

* в зависимости от состава преподавателей и длительности ретрита, общая схема практик может меняться

От учителя випассаны зависит очень многое, особенно если что-то идет “не так”. Ретриты Метта Випассана проводят преподаватели с огромным опытом преподавания и проведения 1,3 и 10-дневных ретритов випассаны, практическим опытом в буддизме, даосизме, шаманизме, хорошо знакомые с психологией и нейронауками (подробнее о преподавателях).

Более 160 видео с обратной связью участников о результатах випассаны размещены здесь.

Место для прохождения ретрита випассаны и зал для медитации – это основы для успешной практики.

Ретриты Метта Випассана в Подмосковье проводятся только в ретрит центрах подходящих под определенные условия: только одноместное или двухместное размещение в номерах со всеми удобствами, своя большая озеленённая территория, расположение на берегу водоема и другие.  Подробнее о критериях и примере места проведения можно посмотреть здесь

В наше время одного этого хватает чтобы войти в изменённое состояние сознания 😊. Если серьёзно, телефоны, интернет, соцсети, ТВ – это сильнейшие триггеры отвлечения, забирающие огромную часть нашего драгоценного внимания и энергии. На ретритах Метта Випассана средства коммуникаций сдаются при въезде в ретрит центр на хранение организаторам.

Випассана – это прежде всего ретрит молчания. Провести выходные на ретрите в молчании способствует и углублению медитации и углублению состояния присутствия в здесь и сейчас. Отсутствие контактов и любых отвлечений – способ максимально погрузиться в практику. На ретритах Метта Випассана молчание абсолютное, но существует возможность задавать вопросы в специальной ретритной тетради в письменной форме.

Бытует миф что при интенсивной практике медитации сна почти не нужно. На самом деле, чем интенсивнее практика, особенно у новичков, тем больше ресурса расходуется на сражения с внутренним сопротивлением, концентрацию и всевозможные соматические проявления. На ретритах Метта Випассана для сна выделено 3 периода и это приносит замечательные плоды в практике.   

Употребление в пищу мяса или веганства/вегетарианства имеет множество своих нюансов, плюсов и минусов. Но одно верно для ретритов – мясо и некоторые другие продукты, утяжеляют сознание, приводят к росту сонливости. По этому на наших ретритах випассаны мяса в меню нет, а питание сбалансировано по энергетике.  

Подготовка тела и энергетики – основа для длительных медитаций и практики саматхи и випассаны. Чтобы стали доступны сессии медитации 3 и более часа, необходимо подготовить фундамент – настроить тело, включить внутренние ресурсы. Элементы йоги, продышки, длительные дыхательные сессии, работа с энергетикой – первая ступень практики интегральной методики Метта Випассана  

Боль – это не отделимая от практики медитации составляющая. Те, кто пробовал длительные сессии медитации с этим спутником хорошо знаком. Обретение навыка разотождествления с болью – основа интегральной методики Метта Випассана. Для исследования природы боли и развития этого навыка мы используем специальные инструменты и техники. 

Большая часть препятствия для длительных медитаций – это бессознательные блоки. Успокоение войны внутри, корректная и безопасная интеграция проявляющихся психосоматических блоков, устранение ограничивающих установок – вторая ступень практики методики Метта Випассана.

Еще более тонким и безопасным инструментом работы с бессознательным является практика образных медитаций и архетипов. В этих практиках для общения с бессознательным используется механизм активного воображения и архетипы бессознательного. Практика открывает доступ в бессознательное с возможностью прямого воздействия-«программирования» психики.   

Метта (медитация любящей доброты) – сердце интегральной методики Метта Випассана и один из ключевых инструментов трансформации и настройки эмоций. Метта – это практика раскрытия сердца миру. В интегральной методике метта является одним из ключей, открывающих дверь к высшим медитативным состояниям – джханам.  

Суть интегрального комплекса практик методики Метта Випассана сводится к созданию оптимальных условий для длительных, многочасовых медитативных сессий. Для того, чтобы мозг и психика начали интенсивно перестраиваться важно привести ум в состояние собранности и равностности – вершине буддийского 8-ричного пути. Эти состояния становятся доступными в медитативных джханах, особых состояний состояний сознания открываемых в длительных медитациях.  

В интегральной методике Метта Випасана, саматха и випассана практикуются совместно. Саматха и медитация Метта ведут к достижению медитативных состояний – джхан (самадхи). Это не достижимые в обычной жизни режимы работы сознания – опыт иного. Мы используем буддийскую систему из 8 джхан, через которые проходит каждый практик свой путь до ниродхи (опыта не-я). Ниродха (прекращение сознания) и становится «просветляющей» пересборкой ума.

Випассана – объективное видение “как есть”, созерцание реальности без фильтров ума. Практика випассаны даёт возможность исследовать причины страдания и неудовлетворенности в жизни. Это сердце буддийской практики и путь к освобождению.

Глубина практики випассаны напрямую связана с глубиной погружения в медитации (джханой). Так, согласно одной из старейших буддийских традиций, которую мы используем на 10-дневных ретритах, практика випассаны с тремя ключевыми аспектами реальности:

  • природа я
  • природа непостоянства
  • природа страдания

 

становится возможной только по достижении 4 джаны, когда ум приобретает остроту бритвы и сфокусированность лазерного луча.   

Участники ретритов на видео чаще всего отмечают, что на наших ретритах випассаны царит доброе и сердечное отношение, но при этом строгая дисциплина ума. Так мы даже людей без опыта за один ретрит обучаем интегральной методике Метта Випассана и приводим к выдающимся результатам в практике.

Центр Випассаны - школа Трех Путей:

Будем рады ответить на ваши вопросы, напишите или позвоните нам:

Центр випассаны школа трех путей

© Copyright 2023