Центр Випассаны - школа Трех Путей:
Будем рады ответить на ваши вопросы, напишите или позвоните нам:
© Copyright 2024
В беседах с участниками наших ретритов мы не раз сталкивались с вопросом: почему ретриты у нас платные? На просторах рунета можно встретить тезис что випассана должна быть бесплатной или, это вовсе не випассана. Вот у «соседей» – на подмосковных ретритах движения Випассана (по Гоенке) пожертвования добровольные. Да и в Индии тоже.
Вообще говоря, распространены три варианта формы оплаты:
Если говорить про Гоенку, то у Випассаны по Гоенке и интегральной методики «Метта Випассана» довольно много различий и не только в формате оплаты (см. отдельную статью с таблицей отличий в конце).
Если вкратце, то, ключевые особенности интегральной методики, это и авторские разработки, и участие на каждом ретрите преподавателей вживую – лекции, ведение голосом, ежедневные интервью… а не то, что аудио запись учителя поставили и «занимайтесь».
И рассчитана наша методика, в отличие от индийских ашрамов, на современных светских людей, приходящих с целями вполне мирскими, по большей части. И в части оплаты психология у них тоже не индийская. Когда говорят донейшн, у нас это понимается как випассана «бесплатно». А там, где бесплатно, можно особо не стараться. Нет подсознательного ощущения ценности.
На Востоке – дар – дханья – это основа практики. Без неё нет заслуги. Чем более щедрый дар, чем достойнее получатель, тем выше заслуга. Это практика альтруизма, бескорыстия, щедрости, почтительности. Она важна, как и медитация. Так что форма пожертвований (donation) это обмен дарами. Дар учителя бесценен – он даёт знание, дар ученика бескорыстен, он отдаёт что сможет, может быть последнее. Так что випассана «бесплатно», это совсем не бесплатно. Просто богатые щедрые жертвователи платят за бедных, за их еду, жильё и практику…
Тем не менее коммерционализация проникает и туда, настолько что иные храмы и монастыри функционируют фактически как духовные атракционы, или превратились в турбазы, с вип-кельями.
В северных широтах, где климат суров, а стоимость аренды высока, форма donation постепенно выходит из обихода.
Исключение составляют крупные международные организации, имеющие богатых спонсоров (например основатель движения Випассана Гоенка сам был крупным бизнесменом Бирмы и привлёк значительные капиталы со стороны, а его учитель и наставник У Ба Кхин – министром финансов этой страны). Здесь влияет и масштаб (человеческий поток). Когда движение Випассаны по Гоенке, работает в России «бесплатно», на каждом ретрите они очень много и подробно говорят про альтруизм и пожертвования прямо на медитативных сессиях. И это работает почти как гипноз. Да и расходы можно в этом случае минимизировать.
Так что бесплатные варианты 10-дневной випассаны в Подмосковье с хостелом и удобствами «на этаже» (или даже во дворе) найти вполне возможно. И отлично, что они есть. Для кого-то такой дополнительный экстрим (голод, боль, прочие лишения) идёт только на пользу. «Точку сборки сдвигает». Но есть масса людей, для которых медитация важнее, чем преодоление себя. А уже если медитации длительные, чувствительность ко всякого рода раздражителям не притупляется, а возрастает. И храпящие соседи, очереди… когда нижнее белье негде постирать и посушить… какая-тут практика…
Мы не в Тае и не Бали, море тёплое не плещет (что искупает неудобства). Поэтому от практики никакие бытовые сложности отвлекать не должны. А такой подход требует бюджета (впрочем, меньшего, чем перелёт в тропические страны, где ретрит может быть бесплатным (donation).
Иногда варианты с донацией привлекают как мера безопасности – чтобы не «покупать кота в мешке». Если понравится – оплатим. Учитывая вышесказанное, в этом случае имеет смысл просто внимательней познакомиться с информацией о ретрите випассаны.
При выборе ретрита мы всегда рекомендуем обращать внимание на следующие ключевые параметры:
Будем рады ответить на ваши вопросы, напишите или позвоните нам:
© Copyright 2024