Что такое випассана?

Ещё с десяток лет назад, набрав в поисковике словосочетание «Ретрит Випассаны», вы неизбежно попадали на сайт движения Випассана, основанного в 1969 бизнесменом Сатья Нарайяном Гоенкой, учеником бирманского мастера У Ба Кхина. Сейчас вы увидите десятки вариантов и предложений. В чём их отличия?

Что такое випассана? У Ба Кхин Гоенка и его учитель У Ба Кхин

Прежде всего, конечно, надо отметить, что движение Випассана и медитация випассана это не синонимы. Медитация неизмеримо древнее.

Практически все существующие сейчас школы випассаны имеют свои истоки в буддизме тхеравады: чаще цейлонском или бирманском. Но и это не первоисточник. Випассана присутствует во всех школах и направлениях буддизма и восходит к самому Будде Гаутаме (6 в. до н.э.). Именно он пришёл к выводу, что традиционная йогическая техника медитации – саматха (шаматха) – связанная с последовательным входом во всё более глубокие медитативные состояния – джханы (дхьяны), недостаточна для Пробуждения и Освобождения. Будда дополнил её методом исследования – собственно випассаной (випашьяной) – самонаблюдением ума, объективным видением, позволяющим непосредственно наблюдать самые тонкие механизмы психики и порождения Эго и Страдания.

 

В разных школах буддизма техника випассаны может различаться.

Например, в традиционном для РФ буддизме гелугпа, випассана имеет характер аналитический – размышления над буддийскими истинами и природой страдания.
В школах (где с начала 20 века буддийская медитация традиции тхеравады преподаётся для мирян) акцент был сделан на исследовании физических ощущений, а затем уже возникающих в процессе медитации психических феноменов (так преподаётся випассана в популярной в странах ЮВА по методике Махаси Саядо, с сосредоточением на движении стенки живота, и в имеющей различия с методикой У Ба Кхина). Переход к постижению буддийских истин – здесь следующий этап, до которого на практике на ретритах випассаны, дело доходит крайне редко.

Особенность классического буддийского метода в том, что випассана и саматха всегда практикуются вместе, это одно из важных отличий от випассаны Гоенки, где практика випассаны отделена от саматхи.

Настоящее исследование (випассана) возможно только тогда, когда ум уже успокоен и сосредоточен, когда нет мыслей и практика саматхи достигает стадии джхан. Это главный момент — джханы достижимы в длительных медитациях. Однако исторически так сложилось, что джханы многими буддийскими школами стали восприниматься как труднодостижимые и акцент на них делать перестали.

Среди современных направлений интегральная методика Метта Випассана – счастливое исключение. Доступным способом достижения джхан и постижение опыта ниродхи (не-я) для современного, «светского» человека в ней стал акцент на медитации метта, длительные медитации в позе сидя на стуле и метод преодоления мыслей и отвлечений – Техника Расслабления (ТР). Ключевым же моментом стала техника длительных медитаций.

Для чего люди практикуют випассану?

  1. Сейчас существует огромное количество «светских» методов, не связанных с той или иной традицией. фактически же они полностью эклектичны, т.е. берётся с бору по сосенке и создаётся ассорти, которое в принципе, каждый следующий раз может быть и другим. Випассана — это «гарантия качества»: за две с половиной тысяч лет люди увы, принципиально не изменились, проблемы, шаблоны, механизмы работы ума, всё те же самое, меняются только декорации. И пока что более эффективного метода самопознания и внутренней трансформации никто не изобрёл.
  2. Випассана — это не то что развлекает или приносит временное облегчение, это способ исцеления ума, видения корней проблем – причин неудовлетворённости и методов её решения.
  3. Випассана – это практика, которая вот уже более ста лет преподаётся мирянам и даже не-буддистам и от этого не утратила своей эффективности. Она не завязана жёстко на конфессиональные ограничения и в этом ее большая ценность. Вопрос насколько глубокой должна быть трансформация, зависит от личного выбора.

 

Практиковать випассану можно по-разному

Школа випассаны Гоенки сыграла роль катализатора, ускорившего развитие многих новых направлений медитации.

В школе Трёх Путей есть новации и есть традиции, но они связаны с отбором только по-настоящему эффективных техник.

Медитируя сидя на полу со скрещенными ногами, как принято в традиции Випассана Гоенки, человеку с европейским строением таза почти невозможно высидеть даже час. Достижение же джхан в классической медитации возможно в среднем после полутора-двух часов неподвижного сидения. Физические неудобства/боль являются основным объектом наблюдения в школе випассаны Гоенки, и только когда физические неудобства преодолены и достигнута равностность или блаженство, происходит переход к медитации метта (любви-доброжелательности), до этого доходят единицы из числа участников и в самом конце 10 дневного ретрита. Это достижение часто сопровождается эйфорическим чувствами и, иногда, даже достижением первых из 8 джхан, но  тут ретрит заканчивается…

Интегральная методика Метта Випассана, напротив, начинается, развивается и завершается меттой, что даёт эффект даже на ретритах випассаны 3 дня, а 10 дневный ретрит предполагает, что опыт джхан приобретёт большинство участников и, даже для новичков станет доступна практика классической буддийской випассаны. Этот подход более аутентичен с буддийской точки зрения.

Итегральная методика випассаны

 

Отличия интегральной методики от випассаны Гоенки

На подготовительной стадии методики Метта Випассана (1-3 дня) используются самые разнообразные техники, далеко не всегда связанные с буддийской традицией. Это суть интегральной методики, а её цель – в кратчайшие сроки устранить бессознательные блоки и ограничивающие установки, препятствующие переходу к длительным, многочасовым медитациям.

Эти препятствия могут быть на уровне тела и энергетики (психофизические зажимы), эмоций (непрожитые проблемы, подавленные чувства), ума (непонимание, неведение и ограничивающие установки) и программ собственно бессознательного. Соответственно и инструменты многообразны. Но дальше идут строгая дисциплина и чистая медитация в длительных сессиях – метта, анапанасати (наблюдение за дыханием) и комплекс авторских медитаций.

Методика Метта Випассана подразумевает формат 1, 3 и 10 дневного светского (современного) ретрита, по традиционной схеме проведения ретритов, которому в общем-то следуют и многие другие школы: строгий, практически монастырский распорядок, молчание, вегетарианское питание, сдача мобильников и т.д.

В некоторых вопросах школа Трёх Путей более либеральна в отношении випассаны Гоенки (особенно на ретритах випассаны 3 дня): нет половой сегрегации, размещение в номерах со удобствами, а не типа «хостел» с душем на этаже, можно и даже рекомендуется рефлексировать и записывать свои инсайты (на ретритах випассаны Гоенки это под запретом) и т.д.

Одним из важных отличий методики Метта Випассана является проведение регулярных ежедневных интервью с каждым участником, что по сути означает индивидуальное ведение и разные скорости прохождения практики. Это увеличивает эффективность ретритов в разы и позволяет даже практиков без опыта медитации доводить до высших медитативных состояний и опыта ниродхи (не-я). Индивидуальное ведение из-за нагрузки на учителей подразумевает ограничения по количеству участников и ретриты проходят в группах 25-30 человек. Ретриты випассаны Гоенки массовые — 80 участников, а индивидуальные интервью и ведение учеников на них исключены.

В методике Метта Випассана важную роль играют актуальные лекции с акцентом на психологию и нейрофизиологию. Особое внимание уделяется и оригинальной интерпретации структуры бессознательного и психики.

Тем не менее, высокие уровни практики, собственно випассана, строятся по классическому буддийскому алгоритму: исследование иллюзорной природы я (анатта), непостоянства (аничча), корня страданий (дукха) и закона Взаимозависимого Возникновения (патичча-самуппада). А вершиной медитативной практики считается опыт ниродхи (полной приостановки работы сознания и его радикальной пересборки), что вполне достижимо в рамках випассаны 10 дней.

 

Сравнительная таблица отличий интегральной методики от випассаны по Гоенке.

Для удобства просмотра в мобильном, рекомендуем перевернуть телефон горизонтально.

УсловиеВипассана Гоенки Интегральная методика Метта Випассана
Кто проводитДвижение випасаны ГоенкиЦентр Випассаны школы Трех Путей 
Учителя випассаны на ретрите
  • Только в виде аудиозаписей песнопений и лекций Гоенки
  • Представитель движения випассаны
Ретриты проводят «живые» учителя випассаны
Теоретическая базаПрослушивание аудиозаписей с инструкциями в процессе медитацииМаксимально подробная, с объяснением нюансов медитации, психики с точки зрения нейрофизиологии и основных положений буддизма
Размер группы50 — 80 человек 25-30 человек
Половая сегрегация 
  • Да
  • Запрещено смотреть друг другу в глаза
  • Еда в разных залах
  • Зал для медитаций разделен на 2 половины, для мужчин и женщин
  • Нет
  • Единый «эгрегор» практикующих
Стоимость Donation (пожертвование в конце ретрита)Фиксированная стоимость в зависимости от типа размещения (одноместное или двухместное)
Условия размещения  
  • Тип размещения — Хостел (общее)
  • Душ, туалет на этаже или в соседнем корпусе
Размещение только в 1-2 местных номерах со всеми удобствами в номерах
Методика Комплекс для мирян на основе традиции бирманской тхеравадыИнтегральная методика — синтез традиции, на основе комплекса Саматха Випассана Метта бхавана и современных методов
Методика медитативной части Буддийский комплекс медитаций в интерпретации бирманского наставника У Ба Кхина
  • В основе медитативной части лежит буддийский комплекс Саматха Випассана Метта бхавана
  • Дополнительный комплекс медитаций по работе с каждым из каналов восприятия
  • Авторский комплекс образных медитаций работы с архетипами бессознательного
Состав практик

Только медитации:

  • Сканирование тела — основная медитация
  • Метта и Анапанасати вспомогательные

Интегральный комплекс медитаций и специальных техник:

  • для соединения с телом
  • для включения энергетики
  • для устранения препятствий со стороны психики

Метта и Анапанасати — основные медитации, авторский комплекс образных медитаций и другие вспомогательные медитации

Медитация Метта 
  • Метта всем живым существам
  • Практикуется как дополнительная короткая практика в последние дни ретрита
  • Система медитации Метта состоящая из 4 этапов с брахмавихарами: метта (любящая доброта), сострадание, сорадование, равность
  • Метта используется как ключ, открывающий дверь в высшие медитативные состояния джханы
  • Практикуется с 1 по 10 дни на 10 дневных ретритах (во все дни на випассане 3 дня)
Медитация Анапанасати 
  • Анапанасати в варианте одноточечной концентрации на ощущениях в носогубном треугольнике
  • Практикуется в первые дни 
  • Анапанасати в варианте практики с 4 опорами осознанности: тело, чувство, ум, объекты ума, в зависимости от джханы (глубины медитации)
  • На финальном этапе, в нематериальных джханах, практикуется бестелесно и безобъектно
  • Практикуется с 1 по 10 день ретрита (а также все дни на коротких ретритах випассаны 1 и 3 дня)
  • Работа с Телом 
  • Нет
  • Только медитация
  • Да
  • Ежедневная подготовка тела и включение внутреннего ресурса для длительных медитаций в Йоге, интенсивной Ходьбе, Продышках
Работа с ЭнергетикойНет 
  • Да
  • Дыхательные практики, Даосские техники 
Работа с ПсихикойНет 
  • Да
  • Специальные техники для устранения внутренних конфликтов, исцеления отношений с собой и устранения других психических препятствий
  • В случае тяжелых ситуаций, методика заменяется на специальную для подобных случаев
Дополнительные методикиНет 
  • Да
  • В случае тяжелых психических проявлений, методика меняется на специальную, индивидуальную. После проработки и устранения психических препятствий и ограничивающих установок, практик возвращается к основной методике Метта Випассана 
Индивидуальные интервьюОдно групповое интервью с представителем движения випассана Гоенки и переводчиком, проходящее формально 
  • На випассане 10 дней ежедневные интервью с каждым участником
  • На 3 дневных ретритах — возможность задавать вопросы письменно в любое время в специальной ретритной тетради
  • Учитывается, что у каждого участника своя скорость продвижения в практике, с возможностью корректировки методики 
Психологическая поддержкаНет
  • Да
  • Ежедневно на протяжении всего ретрита
Поза 
  • Сидя на полу или лавке для медитаций
  • В исключительных случаях (грыжи, болезни спины и т.д.) разрешается медитировать на стуле 
  • Разные позы (подробнее о позе смотрите здесь)
  • Рекомендуется специально разработанная поза для длительных медитаций часами и практики джхан 
Общее количество часов практики в деньдо 11 часов  до 11 часов в первой половине ретрита, 13+ часов во второй половине ретритов випассаны 10 дней
Максимальное окно для медитации1 час (окно 2 часа с коротким перерывом через час)
  • 3.5 часа, с возможностью не прерываться на перерывы для сверхдлительных сессий
  • Возможность практиковать ночью. Зал доступен для медитации 24/10 (24/3 для випассаны 3 дня)
Максимальная длительность медитаций1.15 часа + 15 минут под аудиозапись пения Гоенки на языке Пали в начале и конце каждой сессии
  • 3+ часовые сессии осваивает 80% участников уже на 4-5 день ретрита 
  • Практика нематериальных джхан в среднем только начинается с 1.5 часовых и более длительных сессий
Вариативность методики 
  • Нет 
  • Да
  • Интегральная методика вариативна и может трансформироваться в зависимости от уровня подготовки, общего состояния и реакции психики и особенностей психотипа практика
ВипассанаКак наблюдение ощущений в теле
  • Випассана, как практика всестороннего самоисследования
  • Специальная методика исследования природы я, природы непостоянства, корня страдания и закона Взаимозависимого Возникновения
Джханы (дхьяны) и Ниродха (опыт не-я) 
  • Не практикуются, не объясняются
  • Вход в джханы случается иногда спонтанно в последние дни ретрита
  • Практика джхан — это основа интегральной методики
  • Постижение опыта не-я (ниродхи) — одна из основных целей ретритов випассаны 10 дней
  • На 10 дневных ретритах большая часть участников доходит до джхан, некоторые участники касаются опыта ниродхи (не-я) и становятся вступившими в поток (по буддийской классификации)
Возможные проблемы
  • Панические атаки
  • Темная ночь души
  • Проблемы со спиной и рядом мышц от сидения на полу со скрещенными ногами у людей без растяжки и многолетнего опыта сидения со скрещенными ногами 

Случаются крайне редко, так как есть:

  • Каждодневная поддержка учителей и индивидуальные интервью
  • Специальная методика работы с психическими расстройствами 
  • Практики работы с телом, разминки и специальная поза исключают телесные побочки

Видео отзывы прошедших випассану по Гоенке и по методике Метта-Випассана: 

Центр Випассаны - школа Трех Путей:

Будем рады ответить на ваши вопросы, напишите или позвоните нам:

Центр випассаны школа трех путей

© Copyright 2025