Что такое випассана?

Ещё с десяток лет назад, набрав в поисковике словосочетание «Ретрит Випассаны», вы неизбежно попадали на сайт движения Випассана, основанного в 1969 Сатья Нарайяном Гоенкой, учеником бирманского мастера У Ба Кхина. Сейчас вы увидите десятки вариантов и предложений. В чём их отличия?

Что такое випассана? У Ба Кхин

Прежде всего, конечно, надо отметить, что движение Випассана и медитация випассана это не синонимы. Медитация неизмеримо древнее.

Практически все существующие сейчас школы випассаны имеют свои истоки в буддизме тхеравады: чаще цейлонском или бирманском. Но и это не первоисточник. Випассана присутствует во всех школах и направлениях буддизма и восходит к самому Будде Гаутаме (6 в. до н.э.). Именно он пришёл к выводу, что традиционная йогическая техника медитации – саматха (шаматха) – связанная с последовательным входом во всё более глубокие медитативные состояния – джханы (дхьяны), недостаточна для Пробуждения и Освобождения. Будда дополнил её методом исследования – собственно випассаной (випашьяной) – самонаблюдением ума, объективным видением, позволяющим непосредственно наблюдать самые тонкие механизмы психики и порождения Эго и Страдания.

В разных школах буддизма техника випассаны может различаться.

Например, в традиционном для РФ буддизме гелугпа, випассана имеет характер аналитический – размышления над буддийскими истинами и природой страдания.
В школах (где с начала 20 века буддийская медитация традиции тхеравады преподаётся для мирян) акцент был сделан на исследовании физических ощущений, а затем уже возникающих в процессе медитации психических феноменов (так преподаётся випассана в популярной в странах ЮВА по методике Махаси Саядо, с сосредоточением на движении стенки живота, и в имеющей различия с методикой У Ба Кхина). Переход к постижению буддийских истин – здесь следующий этап, до которого на практике на ретритах випассаны, дело доходит крайне редко.

Особенность классического буддийского метода в том, что випассана и саматха всегда практикуются вместе, это одно из важных отличий от випассаны Гоенки.

Настоящее исследование (випассана) возможно только тогда, когда ум уже успокоен и сосредоточен, когда нет мыслей и практика саматхи достигает стадии джхан. Это главный момент. Однако исторически так сложилось, что джханы многими буддийскими школами стали восприниматься как труднодостижимые и акцент на них делать перестали.

Среди современных направлений интегральная методика Метта Випассана – счастливое исключение. Доступным способом достижения джхан и постижение опыта ниродхи (не-я) для современного, “светского” человека в ней стал акцент на медитации метта, длительные медитации в позе сидя на стуле и метод преодоления мыслей и отвлечений – Техника Расслабления (ТР). Ключевым же моментом стала техника длительных медитаций.

Для чего люди практикуют випассану?

  1. Сейчас существует огромное количество «светских» методов, не связанных с той или иной традицией. фактически же они полностью эклектичны, т.е. берётся с бору по сосенке и создаётся ассорти, которое в принципе, каждый следующий раз может быть и другим. Випассана – это «гарантия качества»: за две с половиной тысяч лет люди увы, принципиально не изменились, проблемы, шаблоны, механизмы работы ума, всё те же самое, меняются только декорации. И пока что более эффективного метода самопознания и внутренней трансформации никто не изобрёл.
  2. Випассана – это не то что развлекает или приносит временное облегчение, это способ исцеления ума, видения корней проблем – причин неудовлетворённости и методов её решения.
  3. Випассана – это практика, которая вот уже более ста лет преподаётся мирянам и даже не-буддистам и от этого не утратила своей эффективности. Она не завязана жёстко на конфессиональные ограничения и в этом ее большая ценность. Вопрос насколько глубокой должна быть трансформация, зависит от личного выбора.

 

Практиковать випассану можно по-разному

Школа випассаны Гоенки сыграла роль катализатора, ускорившего развитие многих новых направлений медитации.

В школе Трёх Путей есть новации и есть традиции, но они связаны с отбором только по-настоящему эффективных техник.

Медитируя сидя на полу со скрещенными ногами, как принято в традиции Випассана Гоенки, человеку с европейским строением таза почти невозможно высидеть даже час. Достижение же джхан в классической медитации возможно в среднем после полутора-двух часов неподвижного сидения. Физические неудобства/боль являются основным объектом наблюдения в школе випассаны Гоенки, и только когда физические неудобства преодолены и достигнута равностность или блаженство, происходит переход к медитации метта (любви-доброжелательности), до этого доходят единицы из числа участников и в самом конце 10 дневного ретрита. Это достижение часто сопровождается эйфорическим чувствами и, иногда, даже достижением первых из 8 джхан, но  тут ретрит заканчивается…

Интегральная методика Метта Випассана, напротив, начинается, развивается и завершается меттой, что даёт эффект даже на ретритах випассаны 3 дня, а 10 дневный ретрит предполагает, что опыт джхан приобретёт большинство участников и, даже для новичков станет доступна практика классической буддийской випассаны. Этот подход более аутентичен с буддийской точки зрения.

Итегральная методика випассаны

 

Отличия интегральной методики от випассаны Гоенки

На подготовительной стадии методики Метта Випассана (1-3 дня) используются самые разнообразные техники, далеко не всегда связанные с буддийской традицией. Это суть интегральной методики, а её цель – в кратчайшие сроки устранить бессознательные блоки и ограничивающие установки, препятствующие переходу к длительным, многочасовым медитациям.

Эти препятствия могут быть на уровне тела и энергетики (психофизические зажимы), эмоций (непрожитые проблемы, подавленные чувства), ума (непонимание, неведение и ограничивающие установки) и программ собственно бессознательного. Соответственно и инструменты многообразны. Но дальше идут строгая дисциплина и чистая медитация в длительных сессиях – метта, анапанасати (наблюдение за дыханием) и комплекс авторских медитаций.

Методика Метта Випассана подразумевает формат 1, 3 и 10 дневного светского (современного) ретрита, по традиционной схеме проведения ретритов, которому в общем-то следуют и многие другие школы: строгий, практически монастырский распорядок, молчание, вегетарианское питание, сдача мобильников и т.д.

В некоторых вопросах школа Трёх Путей более либеральна в отношении випассаны Гоенки (особенно на ретритах випассаны 3 дня): нет половой сегрегации, размещение в номерах со удобствами, а не типа “хостел” с душем на этаже, можно и даже рекомендуется рефлексировать и записывать свои инсайты (на ретритах випассаны Гоенки это под запретом) и т.д.

Одним из важных отличий методики Метта Випассана является проведение регулярных ежедневных интервью с каждым участником, что по сути означает индивидуальное ведение и разные скорости прохождения практики. Это увеличивает эффективность ретритов в разы и позволяет даже практиков без опыта медитации доводить до высших медитативных состояний и опыта ниродхи (не-я). Индивидуальное ведение из-за нагрузки на учителей подразумевает ограничения по количеству участников и ретриты проходят в группах 25-30 человек. Ретриты випассаны Гоенки массовые – 80 участников, а индивидуальные интервью и ведение учеников на них исключены.

В методике Метта Випасснна важную роль играют актуальные лекции с акцентом на психологию и нейрофизиологию. Особое внимание уделяется и оригинальной интерпретации структуры бессознательного и психики.

Тем не менее, высокие уровни практики, собственно випассана, строятся по классическому буддийскому алгоритму: исследование иллюзорной природы я (анатта), непостоянства (аничча), корня страданий (дукха) и закона Взаимозависимого Возникновения (патичча-самуппада). А вершиной медитативной практики считается опыт ниродхи (полной приостановки работы сознания и его радикальной пересборки), что вполне достижимо в рамках випассаны 10 дней.

Сравнительная таблица отличий интегральной методики от випассаны по Гоенке.

УсловиеВипассана Гоенки Интегральная методика Метта Випассана
Кто проводитДвижение випасаны ГоенкиШкола Трех Путей 
Учителя випассаны на ретрите•  Только в виде аудиозаписей песнопений и лекций Гоенки
•  Представитель движения випассаны
Ретриты провят живые учителя випассаны
Теоретическая базаПрослушивание аудиозаписей с инструкциями в процессе медитацииМаксимально подробная, с объяснением нюансов медитации, психики с точки зрения нейрофизиологии и основных положений буддизма
Размер группы80 человек 25 человек
Половая сегрегация •  Да
•  В глаза друг другу запрещено смотреть
•  Еда в разных залах
•  Зал для медитаций разделен на 2 половины для мужчин и женщин

• Нет
• Общий эгрегор практикующих

Стоимость Donation (пожертвование в конце ретрита)Фиксированная в зависимости от типа размещения (одноместное или двухместное)
Условия размещения  •  Тип размещения – Хостел (общее)
•  Душ, туалет на этаже или в отдельном корпусе
Размещение только в 1-2 местных номерах со всеми удобствами в номерах
Методика Комплекс для мирян на основе традиции бирманской тхеравадыИнтегральная методика – синтез традиции и современных методов
Методика медитативной части Буддийский комплекс медитаций в интерпретации бирманского наставника У Ба Кхина•  В основе медитативной части лежит буддийский комплекс Саматха Випассана Метта бхавана
•  Дополнительный комплекс медитаций по работе с каждым из каналов восприятия
•  Авторский комплекс образных медитаций работы с архетипами бессознательного
Состав практик

Только медитации:

•  Сканирование тела – основная медитация
•  Метта и Анапанасати вспомогательные

Интегральный комплекс медитаций и специальных техник:

•  для работы с телом
•  для работы с энергетикой
•  для работы с психикой                                                 

Анапанасати и Метта – основные медитации
Авторский комплекс образных медитаций и другие вспомогательные медитации

Медитация Метта •  Метта всем живым существам
•  Практикуется как дополнительная короткая практика в последние дни ретрита
•  Система медитации Метта состоящая из 4 этапов, с брахмавихарами: метта (любящая доброта), сострадание, сорадование, равность
•  Метта используется как ключ, открывающий дверь в медитативные джханы
•  Практикуется с 1 по 10 дни ретрита (или все дни на однодневных ретритах и випассане 3 дня)
Медитация Анапанасати •  Анапанасати в варианте одноточечной концентрации на ощущениях в носогубном треугольнике
•  Практикуется в первые дни 
•  Анапанасати в варианте практики с 4 опорами осознанности: тело, чувство, ум, объекты ума
•  На финальном этапе, в нематериальных джханах, практикуется безобъектно
•  Практикуется с 1 по 10 день ретрита (или все дни на коротких ретритах 1 и 3 дня)
Работа с Телом •  Нет
•  Только медитация
•  Да
•  Ежедневная подготовка тела и включение внутреннего ресурса для длительных медитаций в Йоге, интенсивной Ходьбе, Продышках
Работа с Энергетикой•  Нет •  Да
•  Дыхательные практики, Даосские техники 
Работа с Психикой•  Нет •  Да
•  Специальные техники для успокоения войны внутри и устранения психических препятствий
•  В случае тяжелых ситуаций, методика заменяется на специальную для подобных случаев
Дополнительные методики•  Нет •  Да
•  В случае тяжелых психических проявлений, методика меняется на специальную, индивидуальную. После проработки и устранения психических препятствий и ограничивающих установок, практик возвращается к основной методике Метта Випассана 
Индивидуальные интервью•  Одно групповое интервью с представителем движения випассана Гоенки и переводчиком, проходящее формально •  На випассане 10 дней ежедневные интервью с каждым участником
•  На 3 дневных ретритах – возможность задавать вопросы письменно в любое время в специальной ретритной тетради
•  Индивидуальная скорость продвижения в практике, с возможностью корректировки методики под каждого участника
Психологическая поддержка•  Нет•  Да
•  На протяжении всего ретрита
Поза • Сидя на полу или лавке для медитаций
• В исключительных случаях (грыжи, болезни спины и т.д.) разрешается медитировать на стуле 
• Разные позы (подробнее о позе смотрите здесь)
• Рекомендуется специально разработанная поза для длительных медитаций часами
Общее количество часов практики в деньдо 11 часов  •  11 часов в первой половине ретрита, 13+ часов во второй половине ретритов випассаны 10 дней
•  Рекомендуется практиковать длительные медитации без перерывов на еду и сон 
Максимальное окно для медитации2 часа (с коротким перерывом каждый час)•  3.5 часа
•  Возможность практиковать ночью. Зал доступен для медитации 24/10 (24/3 для випассаны 3 дня)
Максимальная длительность медитаций1.15 часа + 15 минут под аудиозапись пения Гоенки на языке Пали в начале и конце каждой сессии•  3+ часовые сессии осваивает 80% участников ретрита уже на 4-5 день
•  Практика нематериальных джхан в среднем начинается с 1.5 часовых и более длительных сессий
Вариативность методики •  Нет •  Да
•  Интегральная методика вариативна и может формироваться в зависимости от уровня подготовки, общего состояния и реакции психики и особенностей психотипа практика
ВипассанаКак наблюдение ощущений в телеВипассана, как практика исследования природы я, природы непостоянства, корня страдания и как инструмент прозрения в закон Взаимозависимого Возникновения
Джханы (дхьяны) и Ниродха (опыт не-я) •  Не практикуются, не объясняются
•  Вход в джханы случается иногда спонтанно
•  Практика джхан – это основа интегральной методики
•  Постижение опыта не-я (ниродхи) – одна из основных целей ретритов випассаны 10 дней
•  На 10 дневных ретритах большая часть участников доходит до практики джхан, четверть участников касается опыта ниродхи
Возможные проблемы

•  Панические атаки
•  Темная ночь души

•  Проблемы со спиной и рядом мышц от сидения на полу со скрещенными ногами у людей без растяжки и многолетнего опыта сидения со скрещенными ногами 

Случаются крайне редко, так как есть:

•  Каждодневная поддержка учителей 
•  Специальная методика работы с психическими побочками

•  Практики работы с телом, разминки и специальная поза исключают телесные побочки

Центр Випассаны - школа Трех Путей:

Будем рады ответить на ваши вопросы, напишите или позвоните нам:

Центр випассаны школа трех путей

© Copyright 2023