Центр Випассаны - школа Трех Путей:
Будем рады ответить на ваши вопросы, напишите или позвоните нам:
© Copyright 2024
Ещё с десяток лет назад, набрав в поисковике словосочетание «Ретрит Випассаны», вы неизбежно попадали на сайт движения Випассана, основанного в 1969 бизнесменом Сатья Нарайяном Гоенкой, учеником бирманского мастера У Ба Кхина. Сейчас вы увидите десятки вариантов и предложений. В чём их отличия?
Прежде всего, конечно, надо отметить, что движение Випассана и медитация випассана это не синонимы. Медитация неизмеримо древнее.
Практически все существующие сейчас школы випассаны имеют свои истоки в буддизме тхеравады: чаще цейлонском или бирманском. Но и это не первоисточник. Випассана присутствует во всех школах и направлениях буддизма и восходит к самому Будде Гаутаме (6 в. до н.э.). Именно он пришёл к выводу, что традиционная йогическая техника медитации – саматха (шаматха) – связанная с последовательным входом во всё более глубокие медитативные состояния – джханы (дхьяны), недостаточна для Пробуждения и Освобождения. Будда дополнил её методом исследования – собственно випассаной (випашьяной) – самонаблюдением ума, объективным видением, позволяющим непосредственно наблюдать самые тонкие механизмы психики и порождения Эго и Страдания.
Например, в традиционном для РФ буддизме гелугпа, випассана имеет характер аналитический – размышления над буддийскими истинами и природой страдания.
В школах (где с начала 20 века буддийская медитация традиции тхеравады преподаётся для мирян) акцент был сделан на исследовании физических ощущений, а затем уже возникающих в процессе медитации психических феноменов (так преподаётся випассана в популярной в странах ЮВА по методике Махаси Саядо, с сосредоточением на движении стенки живота, и в имеющей различия с методикой У Ба Кхина). Переход к постижению буддийских истин – здесь следующий этап, до которого на практике на ретритах випассаны, дело доходит крайне редко.
Особенность классического буддийского метода в том, что випассана и саматха всегда практикуются вместе, это одно из важных отличий от випассаны Гоенки.
Настоящее исследование (випассана) возможно только тогда, когда ум уже успокоен и сосредоточен, когда нет мыслей и практика саматхи достигает стадии джхан. Это главный момент. Однако исторически так сложилось, что джханы многими буддийскими школами стали восприниматься как труднодостижимые и акцент на них делать перестали.
Среди современных направлений интегральная методика Метта Випассана – счастливое исключение. Доступным способом достижения джхан и постижение опыта ниродхи (не-я) для современного, “светского” человека в ней стал акцент на медитации метта, длительные медитации в позе сидя на стуле и метод преодоления мыслей и отвлечений – Техника Расслабления (ТР). Ключевым же моментом стала техника длительных медитаций.
Школа випассаны Гоенки сыграла роль катализатора, ускорившего развитие многих новых направлений медитации.
В школе Трёх Путей есть новации и есть традиции, но они связаны с отбором только по-настоящему эффективных техник.
Медитируя сидя на полу со скрещенными ногами, как принято в традиции Випассана Гоенки, человеку с европейским строением таза почти невозможно высидеть даже час. Достижение же джхан в классической медитации возможно в среднем после полутора-двух часов неподвижного сидения. Физические неудобства/боль являются основным объектом наблюдения в школе випассаны Гоенки, и только когда физические неудобства преодолены и достигнута равностность или блаженство, происходит переход к медитации метта (любви-доброжелательности), до этого доходят единицы из числа участников и в самом конце 10 дневного ретрита. Это достижение часто сопровождается эйфорическим чувствами и, иногда, даже достижением первых из 8 джхан, но тут ретрит заканчивается…
Интегральная методика Метта Випассана, напротив, начинается, развивается и завершается меттой, что даёт эффект даже на ретритах випассаны 3 дня, а 10 дневный ретрит предполагает, что опыт джхан приобретёт большинство участников и, даже для новичков станет доступна практика классической буддийской випассаны. Этот подход более аутентичен с буддийской точки зрения.
На подготовительной стадии методики Метта Випассана (1-3 дня) используются самые разнообразные техники, далеко не всегда связанные с буддийской традицией. Это суть интегральной методики, а её цель – в кратчайшие сроки устранить бессознательные блоки и ограничивающие установки, препятствующие переходу к длительным, многочасовым медитациям.
Эти препятствия могут быть на уровне тела и энергетики (психофизические зажимы), эмоций (непрожитые проблемы, подавленные чувства), ума (непонимание, неведение и ограничивающие установки) и программ собственно бессознательного. Соответственно и инструменты многообразны. Но дальше идут строгая дисциплина и чистая медитация в длительных сессиях – метта, анапанасати (наблюдение за дыханием) и комплекс авторских медитаций.
Методика Метта Випассана подразумевает формат 1, 3 и 10 дневного светского (современного) ретрита, по традиционной схеме проведения ретритов, которому в общем-то следуют и многие другие школы: строгий, практически монастырский распорядок, молчание, вегетарианское питание, сдача мобильников и т.д.
В некоторых вопросах школа Трёх Путей более либеральна в отношении випассаны Гоенки (особенно на ретритах випассаны 3 дня): нет половой сегрегации, размещение в номерах со удобствами, а не типа “хостел” с душем на этаже, можно и даже рекомендуется рефлексировать и записывать свои инсайты (на ретритах випассаны Гоенки это под запретом) и т.д.
Одним из важных отличий методики Метта Випассана является проведение регулярных ежедневных интервью с каждым участником, что по сути означает индивидуальное ведение и разные скорости прохождения практики. Это увеличивает эффективность ретритов в разы и позволяет даже практиков без опыта медитации доводить до высших медитативных состояний и опыта ниродхи (не-я). Индивидуальное ведение из-за нагрузки на учителей подразумевает ограничения по количеству участников и ретриты проходят в группах 25-30 человек. Ретриты випассаны Гоенки массовые – 80 участников, а индивидуальные интервью и ведение учеников на них исключены.
В методике Метта Випассана важную роль играют актуальные лекции с акцентом на психологию и нейрофизиологию. Особое внимание уделяется и оригинальной интерпретации структуры бессознательного и психики.
Тем не менее, высокие уровни практики, собственно випассана, строятся по классическому буддийскому алгоритму: исследование иллюзорной природы я (анатта), непостоянства (аничча), корня страданий (дукха) и закона Взаимозависимого Возникновения (патичча-самуппада). А вершиной медитативной практики считается опыт ниродхи (полной приостановки работы сознания и его радикальной пересборки), что вполне достижимо в рамках випассаны 10 дней.
Для удобства просмотра в мобильном, рекомендуем перевернуть телефон горизонтально.
Условие | Випассана Гоенки | Интегральная методика Метта Випассана |
Кто проводит | Движение випасаны Гоенки | Школа Трех Путей |
Учителя випассаны на ретрите | • Только в виде аудиозаписей песнопений и лекций Гоенки • Представитель движения випассаны | Ретриты проводят “живые” учителя випассаны |
Теоретическая база | Прослушивание аудиозаписей с инструкциями в процессе медитации | Максимально подробная, с объяснением нюансов медитации, психики с точки зрения нейрофизиологии и основных положений буддизма |
Размер группы | 50 – 80 человек | 25 человек |
Половая сегрегация | • Да • В глаза друг другу запрещено смотреть • Еда в разных залах • Зал для медитаций разделен на 2 половины, для мужчин и женщин | • Нет |
Стоимость | Donation (пожертвование в конце ретрита) | Фиксированная стоимость в зависимости от типа размещения (одноместное или двухместное) |
Условия размещения | • Тип размещения – Хостел (общее) • Душ, туалет на этаже или в соседнем корпусе | Размещение только в 1-2 местных номерах со всеми удобствами в номерах |
Методика | Комплекс для мирян на основе традиции бирманской тхеравады | Интегральная методика – синтез традиции и современных методов |
Методика медитативной части | Буддийский комплекс медитаций в интерпретации бирманского наставника У Ба Кхина | • В основе медитативной части лежит буддийский комплекс Саматха Випассана Метта бхавана • Дополнительный комплекс медитаций по работе с каждым из каналов восприятия • Авторский комплекс образных медитаций работы с архетипами бессознательного |
Состав практик | Только медитации: • Сканирование тела – основная медитация | Интегральный комплекс медитаций и специальных техник: • для работы с телом Анапанасати и Метта – основные медитации |
Медитация Метта | • Метта всем живым существам • Практикуется как дополнительная короткая практика в последние дни ретрита | • Система медитации Метта состоящая из 4 этапов с брахмавихарами: метта (любящая доброта), сострадание, сорадование, равность • Метта используется как ключ, открывающий дверь в медитативные джханы • Практикуется с 1 по 10 дни ретрита (или во все дни на однодневных ретритах и випассане 3 дня) |
Медитация Анапанасати | • Анапанасати в варианте одноточечной концентрации на ощущениях в носогубном треугольнике • Практикуется в первые дни | • Анапанасати в варианте практики с 4 опорами осознанности: тело, чувство, ум, объекты ума, в зависимости от джханы (глубины медитации) • На финальном этапе, в нематериальных джханах, практикуется безобъектно • Практикуется с 1 по 10 день ретрита (а также все дни на коротких ретритах випассаны 1 и 3 дня) |
Работа с Телом | • Нет • Только медитация | • Да • Ежедневная подготовка тела и включение внутреннего ресурса для длительных медитаций в Йоге, интенсивной Ходьбе, Продышках |
Работа с Энергетикой | • Нет | • Да • Дыхательные практики, Даосские техники |
Работа с Психикой | • Нет | • Да • Специальные техники для успокоения войны внутри и устранения психических препятствий • В случае тяжелых ситуаций, методика заменяется на специальную для подобных случаев |
Дополнительные методики | • Нет | • Да • В случае тяжелых психических проявлений, методика меняется на специальную, индивидуальную. После проработки и устранения психических препятствий и ограничивающих установок, практик возвращается к основной методике Метта Випассана |
Индивидуальные интервью | • Одно групповое интервью с представителем движения випассана Гоенки и переводчиком, проходящее формально | • На випассане 10 дней ежедневные интервью с каждым участником • На 3 дневных ретритах – возможность задавать вопросы письменно в любое время в специальной ретритной тетради • Учитывается, что у каждого участника своя скорость продвижения в практике, с возможностью корректировки методики |
Психологическая поддержка | • Нет | • Да • На протяжении всего ретрита |
Поза | • Сидя на полу или лавке для медитаций • В исключительных случаях (грыжи, болезни спины и т.д.) разрешается медитировать на стуле | • Разные позы (подробнее о позе смотрите здесь) • Рекомендуется специально разработанная поза для длительных медитаций часами и практики джхан |
Общее количество часов практики в день | до 11 часов | • до 11 часов в первой половине ретрита, 13+ часов во второй половине ретритов випассаны 10 дней |
Максимальное окно для медитации | 1 час (окно 2 часа с коротким перерывом через час) | • 3.5 часа, с возможностью не прерываться на перерывы для сверхдлительных сессий • Возможность практиковать ночью. Зал доступен для медитации 24/10 (24/3 для випассаны 3 дня) |
Максимальная длительность медитаций | 1.15 часа + 15 минут под аудиозапись пения Гоенки на языке Пали в начале и конце каждой сессии | • 3+ часовые сессии осваивает 80% участников уже на 4-5 день ретрита • Практика нематериальных джхан в среднем только начинается с 1.5 часовых и более длительных сессий |
Вариативность методики | • Нет | • Да • Интегральная методика вариативна и может формироваться в зависимости от уровня подготовки, общего состояния и реакции психики и особенностей психотипа практика |
Випассана | Как наблюдение ощущений в теле | • Випассана, как практика всестороннего самоисследования • Специальная методика исследования природы я, природы непостоянства, корня страдания и закона Взаимозависимого Возникновения |
Джханы (дхьяны) и Ниродха (опыт не-я) | • Не практикуются, не объясняются • Вход в джханы случается иногда спонтанно | • Практика джхан – это основа интегральной методики • Постижение опыта не-я (ниродхи) – одна из основных целей ретритов випассаны 10 дней • На 10 дневных ретритах большая часть участников доходит до джхан, некоторые участники касаются опыта ниродхи (не-я) и становятся вступившими в поток (по буддийской классификации) |
Возможные проблемы | • Панические атаки • Проблемы со спиной и рядом мышц от сидения на полу со скрещенными ногами у людей без растяжки и многолетнего опыта сидения со скрещенными ногами | Случаются крайне редко, так как есть: • Каждодневная поддержка учителей и индивидуальные интервью • Практики работы с телом, разминки и специальная поза исключают телесные побочки |
Будем рады ответить на ваши вопросы, напишите или позвоните нам:
© Copyright 2024